Ремонт радиаторов

 Типичные неисправности радиаторов охлаждения вилочных погрузчиков.

  От исправной работы радиаторов охлаждения зависит и работа двигателя автопогрузчика, поэтому следует своевременно проводить ремонт радиатора в случае выявления его неисправности. Наиболее часто встречающиеся, даже скорее типичные, неисправности радиаторов охлаждения вилочных погрузчиков:  нарушение герметичности трубок, проводящих охлаждающую жидкость к бачкам радиатора; образование трещин в районе подводящих и отводящих трубок радиаторов; образование трещин и пробоин в результате механических повреждений, в том числе аварии, а также в случае усталости, коррозии и т.д; нарушение герметичности резиновых уплотнителей (для радиаторов, выполненных из различных материалов); плохое охлаждение жидкости, вследствие засорения проводящих трубок. Видео наглядно показывает принцип работы системы охлаждения погрузчика: Как выявить неисправность работы радиатора охлаждения Течь радиатора, либо соединяющих его с двигателем патрубков, выявляется достаточно просто при осмотре места стоянки.

Гораздо сложнее определить неисправность радиатора, если утечек охлаждающей жидкости не наблюдается, но температура ОЖ во время движения (а чаще в пробках) ненормально быстро растет, достигая критической отметки. Причин тому две — недостаточный уровень антифириза или неэффективная работа радиатора. В первом случае утечка ОЖ могла случиться во время движения из-за нарушения герметичности системы охлаждения, либо при несвоевременном обслуживании (доливке) системы охлаждения. Вариант с повреждением герметичности легко обнаруживается при визуальном осмотре — даже в очень жаркую погоду под капотом останутся следы вытекшего тосола или антифриза. А вот неэффективную работу самого радиатора определить более сложно, поскольку наряду с радиатором, на плохую работу системы охлаждения влияет и термостат и вентилятор (электрический, механический, вискомуфта и т.д). И если неисправность работы вентилятора легко определяется при внешнем осмотре, то нормальную работу термостата определить можно только проведя тест. Для того, чтобы убедиться в том, что виновником перегрева двигателя стал именно радиатор, а точнее его система трубок (именно они охлаждают жидкость набегающим потоком воздуха), необходимо «исключить из подозреваемых» термостат. Для этого: уровень охлаждающей жидкости должен быть в норме; двигатель заводится «на холодную»; по мере прогрева, температура подающего в радиатор патрубка будет немного повышаться, причем теплая часть патрубка не будет доходить до радиатора; до температуры открытия термостата (от 78 до 95 градусов в зависимости от модели автопогрузчика ), отводящий от радиатора патрубок, при исправном термостате, всегда будет холодным. В случае, если по мере достижения температуры нормальной или чуть выше рабочей, нижний патрубок начинает теплеть, это указывает на исправность термостата, а причиной плохого охлаждения является радиатор. В случае же, если нижний патрубок остается холодным — причина перегрева в неработающем термостате. Ремонт радиаторов охлаждения погрузчиков Стоит сразу отметить, что ремонт радиатора охлаждения погрузчика — достаточно сложная и ответственная задача, осложняющаяся еще и тем, что большая часть радиаторов, устанавливаемых на заводе, изготовлена из алюминиевых сплавов, плохо поддающихся ремонту в домашних условиях.

Более простыми в этом отношении являются радиаторы, изготовленные из латуни. Из латуни Трещины, разрывы или пробоины латунного радиатора устраняются при помощи пайки, как наиболее надежного и проверенного средства ремонта. Для пайки латунного радиатора понадобится: мощный паяльник (возможно использование электрического, мощностью не менее 500Вт); флюс, бура или паяльная кислота (хлористый цинк); припой; шкурка, металлическая щетка. Снятый с автопогрузчика радиатор очищается от грязи и пыли, после чего приступают к осмотру места повреждения. При небольших трещинах или отверстиях, например, на бачках радиатора, поврежденное место сначала зачищается при помощи щетки. Далее, для того, чтобы удалить слой окислов, появившихся на поверхности в процессе эксплуатации, а также обеспечить хорошее сцепление припоя и поверхности металла, место пайки зашкуривается до появления однородного металлического блеска. Далее, на латунную поверхность наносится паяльная кислота, бура или флюс, после чего хорошо разогретым паяльником припой распределяется (растекается) равномерно по поврежденному месту. Необходимо отметить, что поврежденное место должно находиться достаточно далеко от заводских паяных швов, поскольку в результате нагрева паяльником, из-за высокой проводимости латуни, они, в свою очередь могут «поплыть».  

 Если же поврежденное место находится вблизи таких швов, то стоит либо обеспокоиться их охлаждением (что весьма затруднительно), либо использовать альтернативные методы ремонта, применяемые для устранения неисправностей алюминиевых радиаторов. Из алюминия и сплавов Поскольку пайка алюминиевых деталей недоступна в домашних условиях (не говоря уже о сварке, как наиболее качественном способе ремонта алюминиевых радиаторов), для ремонта поврежденного алюминиевого радиатора можно использовать различные клеи и герметики. Подготовка поврежденного места алюминиевого радиатора ничем не отличается от подготовки латунного для пайки. А вот на выборе клеев и герметиков остановимся подробнее. Небольшие трещины, свищи и пробоины до 1 см можно заделать, используя так называемую «холодную сварку». Выпускается она в виде небольших брусков и состоит из двух компонентов, включающих в себя саму клеевую основу и катализатор. То есть, используется тот же принцип как и в эпоксидных и полиэфирных клеях. Перед использованием «холодной сварки» ее компоненты тщательно разминаются в однородную массу, затем ей придется коническая форма, которая своим острым углом вдавливается в поврежденное место. При таком способе, небольшая часть «холодной сварки» попадает внутрь поврежденной области, обеспечивая более качественный ремонт. Для заделки трещин у основания входных или выходных трубок, а также трубок решетки радиатора, лучше использовать эпоксидный клей или его производные. Наибольший эффект достигается при введении в приготовленный клей некоторой части (не более 15%) наполнителя, в виде алюминиевой пудры. Зачищенное и обезжиренное место обмазывается приготовленным клеем, после чего, для увеличения жесткости, его можно обмотать несколькими слоями тонкой стеклоткани, пропитанной клеем. Сушка любого эпоксидного клея занимает 24 часа, затем можно приступать к эксплуатации. Кстати, большие пробоины радиатора можно также заделать при помощи эпоксидного клея и стеклоткани. Для проведения такого ремонта, требуется несколько, увеличивающихся по размеру друг относительно друга кусков стеклоткани — сначала наклеивается наименьший, а следом еще несколько слоев по возрастающей, с промежуточной сушкой каждого слоя. В случае, если радиатор имеет повреждение в пластмассовом бачке, а такой тип радиаторов достаточно широко распространен, то для заделки трещин можно использовать как и вышеописанный способ с помощью клея, так и пайку пластмассы. Единственным условием является в таком случае применение пластмассы, аналогичной используемой в конструкции радиатора. Сам процесс идентичен пайке металлических деталей. Напоследок несколько слов о том, как в быстро отремонтировать «побежавший»радиатор, а также какие меры необходимо предпринимать для исправной работы радиатора.     В случае, если повреждены несколько трубок радиатора, их можно заглушить без относительного ущерба для радиатора. Поврежденные трубки перекусываются пассатижами или подходящим инструментом на небольшом расстоянии от места течи, после чего, используя круглогубцы часть трубки заворачивается и расплющивается — трубка глушится. Таким образом можно заглушить до 10% трубок без относительного ущерба для системы охлаждения — по крайней мере можно вполне спокойно доехать до места стоянки погрузчика и ремонта.